Информационный буклет для обучающихся:
Ты принимаешь участие в исследовании, которое проводится Министерством просвещения РФ.
Это исследование особенное. Оно не контролирует знания. Тебе будут предложены конкретные ситуации и потребуется в них разобраться, опираясь на знания в области русского языка, математики, физики, химии, биологии, географии. Но пересказывать то, что ты знаешь, не придётся. Придётся знания использовать. Для тебя это скорее всего не очень привычно. Ведь школа постоянно контролирует, как ученики усваивают предметные знания. Но, к сожалению, совсем не всегда оценивается то, понимают ли ученики, что с этими знаниями делать, как их применять на практике.
Можно вызубрить формулы сокращённого умножения, но не уметь оценить выгодность тарифа мобильной связи. Можно знать части речи и члены предложения, но не уметь понять содержание текста, разобраться в том, можно ли доверять информации, которая в нём представлена. Можно знать климатические зоны, но не понимать, как климат влияет на решение экономических задач.
Вот несколько примеров таких заданий:
- Даны статьи о пользе и вреде коровьего молока. В задании предлагается определить, какой текст заслуживает большего доверия, а какой является рекламой, разобраться в том, достаточно ли информации по вопросу о пользе или вреде молока, сформировать своё отношение к вопросу о том, стоит ли использовать в пищу молоко.
- Предлагается карта Антарктиды. Пользуясь масштабом, нужно определить, чему примерно равна площадь Антарктиды, сопоставить её с размерами других государств.
- Необходимо дать заключение о возможности строительства гидроэлектростанции вблизи небольшого города, учитывая водные ресурсы региона, климат, розу ветров, особенности ландшафта, возможные риски для экологии.
Желаем успехов!
Методические рекомендации для детей и родителей «Что значит «быть грамотным»»
Ссылки:
1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
2. Открытые задания исследования PISA ФГБУ «ФИОКО»: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
3. Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.