История системы образования Кингисеппского района в годы Великой Отечественной войны (проект)

ЭТА ИНТЕРНЕТ — СТРАНИЦА

ПОСВЯЩАЕТСЯ

УЧИТЕЛЯМ И УЧЕНИКАМ

КИНГИСЕППСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1

(кирпичное здание у моста),

СТАВШИМ ОЧЕВИДЦАМИ ТРУДНЫХ ДЛЯ СТРАНЫ ИСПЫТАНИЙ.

В здании школы на берегу реки Луга (бывшее коммерческое училище) в годы войны функционировала гимназия, открытая по разрешению оккупантов. Директором гимназии стал профессор архитектуры Яковлев Всеволод Иванович (1884 — 1950), работавший хранителем, а затем директором дворцов и парков городов Пушкина и Павловска.

 

В МБОУ «Кингисеппская СОШ №4» находится школьный музей истории народного образования, в котором бережно хранится уникальная история образовательного учреждения.

Экскурсовод школьного музея Вагапова Каринарассказывает о школе в годы Великой Отечественной войны.

Руководитель школьного музея Тушина Надежда Трифоновна рассказывает обучающимся образовательного учреждения о гражданском подвиге учителей и учащихся, вставших на защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны.

ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

Выпускники, ставшие учителями в родной школе.

 

ВЫПУСК 1930 года  (в первом ряду слева Горбаченко З.И. (Терентьева З.И. — учитель ИЗО и черчения, которая много лет проработала в Кингисеппском районе.)

ВЫПУСК 1938 года  (в центре учитель Галицкий Н. И., которого называли «вторым Макаренко»). Многие из выпускников ушли добровольцами на фронт в 1941 году.

(из фондов школьного музея)

ЭВАКУАЦИЯ

 

Удостоверение учителя школы

Дубенской Варвары Викторовны

об эвакуации из зоны военных действий Кингисеппского района,

выданное в июле 1941 года

(из фондов школьного музея)

Страничка из дневника

«НАША ПОМОЩЬ ФРОНТУ»

учителей школы, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

 

 

 

Страничка из дневника

«СВЯЗЬ С ФРОНТОМ»

учителей школы, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

Страничка из дневника

«ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ»

учителей школы, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

 

 

 

Страничка из дневника

«РАБОТА СЕЛЬКОМА»

учителей, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

Страничка из дневника

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «

учителей школы, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

Страничка из дневника

«ВЫПУЩЕНО ШКОЛОЙ СТЕНГАЗЕТ»

учителей, эвакуированных из Кингисеппа

в июле 1941 года

в Вологодскую область   

(из фондов школьного музея)

ОККУПАЦИЯ КИНГИСЕППСКОГО РАЙОНА 1941 — 1944 гг.

Воспоминания очевидцев

ОККУПАЦИЯ

юго-запада Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны

 Книга представляет собой сборник воспоминаний жителей Ленинграда и области, в годы Великой Отечественной войны оказавшихся на временно оккупированных территориях, причём рассказы большинства из них охватывают не только период битвы за Ленинград, а весь жизненный путь каждого рассказчика. С точки зрения составителей, это позволит читателю увидеть широкую панораму жизни российского крестьянства на протяжении почти всего XX века. Здесь нашли отражение раскулачивание, коллективизация, рабский труд колхозников, сталинские репрессии и массовая недооценка опасности военной угрозы.

  Основное внимание рассказчиков сосредоточено на событиях Великой Отечественной войны. Это массовый патриотизм в первые дни войны, строительство оборонительных сооружений, неожиданно сокрушительное поражение советских войск в период войны, оккупация Ленинградской области, отношения с немцами на оккупированных территориях, жизнь и работа принудительно перемещённых на территории Прибалтики, Польши, Германии, Австрии, освобождение узников концлагерей, трудности послевоенных лет. Сборник может служить источником для изучения событий военной истории, а также исторических и социально-экономических процессов в российском обществе XX века и рассчитан на историков, социологов, культурологов.

В музее истории народного образования можно увидеть фотографию юной пионерки Ольги Васильевой. 

Открытое лицо, прямой спокойный взгляд. Трагична судьба этой девочки. Но тогда она еще не знала, какие суровые испытания выпадут на ее долю, и она с честью их выполнит. Маленькая, худенькая, она ничем не выделялась среди подруг. Хорошо училась в школе, занималась спортом, в свободное время посещала танцевальный кружок. Вся жизнь Ольги Васильевой связана с нашим городом.Она родилась в 1919 году. В семье было двое детей: Ольга и брат Владимир. Ее брат тоже учился в Кингисеппской средней школе №1. Он погиб в годы Великой Отечественной войны. Ее мать Татьяна Михайловна и отец Егор Михайлович Ивановы жили дружно. Первой учительницей девочки была Жулева Анна Федотовна. В 1940 году Ольга заканчивает Кингисеппскую среднюю школу №1 и поступает в Ленинградский педагогический институт. После первого курса она приезжает на каникулы домой, в Кингисепп.

      22 июня 1941 год. Страшный день в истории нашей Родины. Запылала пожарищем наша земля. Слезы. Муки. Страдания. Фашисты быстро приближались к Кингисеппу.15 июля 1941 годафашистские стервятники впервые бомбили наш город. Жители спешно эвакуировались. Вместе с родителям и Ольга пошла пешком из города. Но вражеский десант возле Копорья преградил им дорогу. Все вернулись домой. Уже 16 августа 1941 года город был в руках фашистов. Они установили свои порядки, провели перепись населения. Население города погнали на работу. Одни строили, укрепляли, другие чистили дороги.

        В городе стала работать школа с 1 по 6 классы. Ольга Васильева пошла работать в школу, которая находилась в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища. Она вела второй класс. Школа в то время называлась Ямбургской гимназией, а город Ямбургом. Обучение в гимназии вели советские учителя, которые остались на оккупированной врагом территории. Дети занимались по нашим учебникам, в которых были зачеркнуты слова, неугодные оккупантам, вырезаны портреты вождей. Учителям и ученикам выдавали хлебные карточки . Учеба в школе спасала от угона в Германию. Учителя старались отдать детям все свои знания и вселяли веру в победу справедливости, веру в победу нашего народа. Конечно, это было опасно, говорить об этом запрещалось.

       В городе было много молодежи, юноши и девушки поднялись на борьбу с врагом. В этой борьбе принимала участие и Ольга Васильева ( возглавлял подпольную группу Пасхин Николай Петрович. В группу входили: Ольга Васильева, Донат Львов, Иван Черноусов, Николай Панфилов, Анна Филиппова, Эльга Устав). Жила Ольга Васильева тогда на углу 2 — ой Линии и пр. Карла Маркса ( сейчас здесь находится 12 этажный дом ). Подпольщики вели агитацию против оккупантов, писали и распространяли листовки, вывешивали в советские праздники красные флаги в городе, оккупированном фашистами, портреты вождей. В начале мая 1942 года Пасхин Н.П, Львов Д, Черноусов И, Панфилов Н. были арестованы во время прослушивания передач советского радио. Когда арестованных перевозили в Нарву, Пасхин. Н.П. бросил в конвой гранату, пытался бежать. Вместе с Львовым, Черноусовым, Панфиловым Пасхин был расстрелян фашистами на месте. В школьном музее хранится письмо подпольщицы Эльги Устав, в котором она рассказала о деятельности и гибели группы кингисеппских подпольщиков.

         Одним из очагов антифашистского подполья стал местный театр, созданный летом 1942 годав Ямбурге. Именно через этот театр осуществлялась связь подпольщиков Кингисеппа и Гатчины. Руководить театром было поручено бывшим военнопленным: Иванову В.В. и Готкевичу Е.И Уже осенью театр стал выступать со спектаклями. Ставили русскую и зарубежную классику. Своего помещения у театра не было, поэтому он работал вечерами, используя здание школы на берегу реки Луги – второй этаж (бывшее Ямбургское коммерческое училище), где в 1942 — 1943 годах функционировала гимназия, также открытая по разрешению оккупантов. Директором этой гимназии стал профессор архитектуры Всеволод Иванович Яковлев ( 1884 – 1950 ), работавший хранителем, а затем директором дворцов и парков городов Пушкина и Павловска.

        Вскоре в жизни Ольги произошли изменения. Она вышла замуж за Иванова Владимира. Перед войной Иванов Владимир Владимирович работал помощником режиссера Ленфильма. Он принимал участие в создании фильмов «Выборгская сторона», «Возвращение Максима», «Юность поэта». В театре собиралось много народа, поэтому здесь легко было встречаться, незаметно узнавать и передавать нужные сведения через связных. Ольга Васильева принимала активное участие в концертной деятельности, постановках. Хороша была Ольга в роли Аделии ( «Летучая мышь»). С концертами и спектаклями самодеятельные артисты ездили по всему району. Время шло. У Ольги и Владимира родилась дочь, назвали ее Людмилой.

       В конце 1943 года подпольщики стали готовить вооруженное выступление, чтобы помочь наступающим советским войскам. Заговор был раскрыт, в декабре 1943 года начались массовые аресты. Как-то Ольга встревоженная пришла к своей соседке Екатерине Яковлевне Михайловой и взяла с нее слово, что если с ней что- нибудь случится, то она позаботится о ее дочери. И действительно, через некоторое время нагрянула жандармерия. Арестовали всех: Ольгу, мать, отца.. Иванов Владимир, муж Ольги, уехал с концертами по району и был арестован. Соседке удалось упросить немцев отдать ей малышку. Васильева Ольга , ее муж, Иванов Владимир, родители были расстреляны фашистами в стенах нарвской крепости ( уцелела лишь двухмесячная дочь Ивановых – Людочка ).Эти трагические события произошли в конце 1943 года.

      До освобождения нашего города оставалось меньше 2-х месяцев… Наши войска подходили к Кингисеппу. Население бежало в лес, чтобы спастись от угона в Германию. Холод, стрельба, нечем кормить грудного ребенка. Помогали люди кто чем мог. 1 февраля 1944 года наш город освободили советские войска от немецко – фашистских захватчиков. Солдаты, узнав о судьбе малышки делятся всем, чем могут ( сгущенное молоко, ткань на портянки стала пеленками для малышки. ). Прошли годы. Людочка выросла, пошла в школу. Екатерину Михайловну девочка звала мамой. Они были большими друзьями. Позднее Екатерина Михайловна рассказала девочке о трагической гибели ее родных.

Кингисеппское подполье

(из фондов школьного музея)

Уникальный документ эпохи,

в котором отражён переломный и трагический период истории России от начала XX века и практически до последних дней Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Перед вами уникальный документ эпохи, в котором отражён переломный и трагический период истории России от начала XX века и практически до последних дней Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Это свидетельство оставлено непосредственным участником описываемых событий, сумевшим увидеть многие детали важнейших исторических событий.

      Автор, Василий Григорьевич Дмитриев, родился в Ямбургском уезде Петербургской губернии в 1893 году в крестьянской семье, не понаслышке был знаком с тяготами и радостями крестьянского труда. С детства стремился к знаниям, заочно окончил гимназию и педагогический институт, став учителем литературы. Поэтому в книге приведено множество ярких эпизодов сельского быта, рассказано об организации образования на селе и в городе как в царское время, так и при советской власти. Не могут оставить равнодушным главы, посвящённые Первой мировой войне, нэпу и коллективизации, страницы, рассказывающие о блокаде Ленинграда, небывалом героизме его жителей, а также о горечи пребывания в зоне фашистской оккупации на северном Кавказе.

 

 

  

     С позиции нынешнего дня интересно выстроены факты, подводящие читателя к мысли о том, что крикливое политиканство проигрывает житейскому опыту и естественным законам.

Автор, будучи человеком светлой души и идеалистических наклонностей, мечтает о новой жизни, кажущейся светлой и радостной, стремится к ней. Но действительность, как правило, не соответствует идеалам.

    Каждая страница книги пропитана бесконечной любовью к семье, Родине и природе, пронизана болью за общественное и человеческое несовершенство. Книга написана живым литературным языком, автор использует сочные народные обороты, приводит тексты песен и частушек.

  Учитывая, что книга писалась во времена жёсткой цензуры сталинской эпохи, стоит подивиться смелости автора в выводах и обобщениях, за которое во времена оны можно было отправиться в «места отдалённые».

Издание несомненно привлечёт внимание историков, краеведов и просто читателей, которым интересны повороты судеб России в XX веке.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИНГИСЕППЕ И РАЙОНЕ.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛ.

В этом здании бывшего интерната размещалась

Кингисеппская средняя школа в 1944 — 1945 гг.

Были у нас педагоги фанатами

Много и нынче таких.

Школами жили они, интернатами

Помним всегда мы о них.

 

 

 

 

 

Наличник 

здания бывшего интерната, в котором размещалась

Кингисеппская средняя школа

в 1944 — 1945 гг.

(из фондов школьного музея)

Первый послевоенный выпуск 

Кингисеппской средней школы №1 (кирпичное здание у моста)

10 класс, 1946 год

(из фондов школьного музея)

Послевоенные выпуски 

Кингисеппской средней школы №1 (кирпичное здание у моста)

1946 — 1950 годы

Из писем выпускницы Кингисеппской Единой трудовой школы

Тульчинской Б.М. и Зиновия Тульчинского.

4-ый класс начальной школы

1938 год

Ленинград.  Август 1967 год

Встреча друзей через 20 лет

(…  одной Тамаре весело! Рядом с Тамарой – Зиновий Тульчинский,

за спиной Тамары – Соня Вальтер,

рядом с Зелей – муж Сони,

справа от Тамары – Лиля Масленникова.

Выпуск 1947 года

Из письма выпускницы 1947 года Петровой Серафимы Васильевны

Аксёнов Василий Фёдорович,

Вальтер Соня, Тимофеева М. , Петрова Сима, Андреева В. , Иванов Владимир

На уроке физики:

Петров, Корочкин, Мягкова, Осипова, Карпенко.

Из письма гвардии подполковника Иванова Владимира,

выпускника 1947 года

Выпуск 1948 года

1 ряд (слева направо):

Загрядская Ирина, Стрельцова Светлана, Воронова Галина, Рыковская Галина.

2 ряд: Моисеев Яков, Громова Таисия, Коронатов Геннадий, Конечная Татьяна.

Отряд 6-го класса, 1946 год

Вожатая Стрельцова Светлана

Комитет комсомола:

Улитин Юрий, Марков Александр, Васильева, Тимошкина Александра, Коронатов Геннадий, Харин Геннадий.

 

Выпуск 1949 года

Посадка деревьев около школы.

Дроздов — 8 класс, Фёдоров Михаил — 10 класс, Персидская Нина- 10 класс,

Марков Александр — 10 класс

Заседание учкома,

в центре — Персидская Нина

А.Н. Островский «Свои люди — сочтёмся»

Роли исполняли: 

Самсон Силыч — Харин,

Аграфена Кондратьевна — Шевченко,

Липочка — Масленникова,

Устинья Наумовна — Кондратова,

Сысой Псоич — Павлова,

Фоминична — Иванова,

Подхалюзин — Галкина

Из письма Александра Маркова,

выпускника 1949 года

Из письма Геннадия Харина (Рябова),

выпускника 1949 года

«Серебряный юбилей»

29 июня 1974 год

Выпуск 1950 года

Воспоминания учителей Кингисеппской школы №1

Морохиной Н. В. , Суслопаровой Н. А. , Галицкой З.П., Соколаевой А. М. , Сурковой Т. А.

« …Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 г. в г. Кингисеппе было 5 школ: 2 средних, 1 начальная русская, 1 начальная эстонская и одна 7-я немецкая, в которых трудились педагоги: Жулева А.Ф. , Галицкая Е.Ф. , Галицкий Н.П. , Кузнецов И. A.Ф. , Кузнецова А.Я. , Андреева А.А. , Маляревская А. А. , Суслопарова Н.А. , Дубенская В.В. , Петров А. А. , Павлова А.Ф. , Сидорова М.А. , Воронова М.И. , Шмигельский Г.К. , Соколова А.М. , Степанов П.С. , Дроздов В.И. , Парамонова А.С. , Ефремов А.С. , Ефремова А.В. , Шимановская А.Т. и многие другие.

     Наши воспоминания посвящаются Кингисеппской средней школе №1.

  Во время войны город был сильно разрушен, пострадали и все школьные здания, потому после освобождения города в 1944 году учебные занятия проводились в здании бывшего интерната по ул. Воскова.  Условия для занятий были очень тяжёлые, не хватало парт, учебников, учебных принадлежностей, учебные кабинеты маленькие, тесные, плохо освещённые. Порой несколько учеников сидели за одним старым столом, примостившись около него на самодельной скамейке, иногда даже спиной к классной доске. В городе была разруха. Не хватало жилья, топлива, одежды, питания. Дрова для отопления школы ребята заготовляли сами. С запада ещё доносилось эхо войны, слышны были орудийные раскаты и видны зарева пожарищ. Но, несмотря на это, учителя Кингисеппа спешили вернуться в родной освобождённый от фашистов город. Прибывали целые семьи. Много прибывало детей, которых война лишила счастливого детства. Всех надо было учить. Многие ребята из-за войны имели перерыв в учёбе, поэтому в одном классе учились ребята разных возрастов. Порой рядом с небольшой девочкой с бледным личиком и косичками сидели уже опалённые войной, рано повзрослевшие сыны войной, рано повзрослевшие сыны полков с военными наградами. Эти дети особенно нуждались в помощи, чуткости и заботе.

   Тогда трудно было всем, и взрослым и детям. Но, несмотря на трудности у всех был какой-то невероятно духовный подъём и желание трудиться, не покладая рук. Все уже знали, что войне приходит конец и скоро будет долгожданная победа. Начнётся новая жизнь. Строить эту новую жизнь горело желанием всё население: в том числе и учителя и школьники. Начиналось возрождение города. После учёбы учителя вместе со своими учениками шли на работу по восстановлению города – разгребали руины, расчищали город от битого кирпича, всяких обломков и мусора, на стройках подносили кирпич и другие строительные материалы, благоустраивали и озеленяли город. Большую помощь школа оказывала колхозам по выращиванию и уборке урожая. Особенно усердно и с большим желанием ребята работали на восстановлении своей школы.

   В 1946 году здание Кингисеппской средней школы №1 (кирпичное здание у моста) было восстановлено. С какой радостью пришли ребята в светлые чистые, просторные классы! Это была первая средняя школа в районе, поэтому в 8-10 классы принимались учащиеся из 7-ми летних школ района. Конечно, обстановка требовала от педколлектива школы большого напряжения всех его сил. В школе формировался сильный педагогический коллектив. Вернулись в свою родную школу такие замечательные учителя как Сидорова М.А. , Павлова А.Ф. , Мосина Е.Н. , Соколова А.М. , Шмигельский Г.К. и многие другие, которые работали в ней до войны. По направлению облоно прибыло и новое поколение учителей.  Груздева К.М. , Морохина Н.В. , Либровская В.П. , Андреева М.Г. , Колбин В.И. и другие. В последующие годы в школу прибыли молодые специалисты: Серебрякова Т.И. , Орехова Л.А. , Кутлинская Г.В. , Венкренцева Э.П. и другие.

Первым директором школы была назначена Акимова М.А. , бывшая заведующая Гороно, завучем школы Павлова А.Ф.  Впоследствии  директорами школы были Довженко Е. , Смольников А.С. , Ефимов А. С. , Ярославцева Л.В. , Грашин Н.Д. , Кузьмин И.А. , Чишко Т.М. , Мосина Е.Н. , Коновалов А. М.  С большой теплотой и благодарностью вспоминают учителя и бывшие выпускники таких директоров школы  как Мосина Е.Н. , Коновалов Л.И. , Чишко Т.М. , а также завучей Ярославцеву Л.В. , Маляревскую А.А. и Иовчик Т.И.  Эти руководители, не жалея сил и времени щедро делились с педколлективом своим опытом и знаниями, большую требовательность в работе сочетали с чутким и внимательным отношением к людям.

Долгое время районный отдел народного образования возглавляли Андреева А.А. , Маляревская А.А. , Галицкая З.П.  

    Благодаря сильному руководству и неустанными стараниями учителей в школе был создан сильный, единый. Работоспособный коллектив, который был способен успешно решать поставленные перед школой задачи. Характерными чертами этого педагогического коллектива были единодушие и целеустремлённость, товарищество и взаимная выручка, высокая требовательность друг  к другу. Почти всё время учителя проводили в школе. Некоторые учителя работали в две (и даже три) смены. Работы было много. Учителя вместе с учениками заготовляли дрова для отопления школы и интерната, готовили с ребятами наглядные пособия к уроку, выпускали стен -газеты, готовились к праздникам и школьным вечерам. Школьные вечера были очень интересными, проходили весело и оживлённо, и учителя и ученики веселились от всей души.

   Подготовка к вечерам велась в основном на кружках. Каждый учитель вёл предметный кружок. На занятие кружков ребята приходили с большим желанием. В то время в городе не было Дома пионеров, а в  Городской ДК учащихся не пускали, потому ребята все вечера проводили в школе. С 6-7 часов и до 10 школа была открыта для ребят, работало много кружков, а каждую субботу проводились вечера самодеятельности, очень весёлые и занимательные».

Морохина Нина Васильевна

Морохина Нина Васильевна  была направлена в 1944 году областным отделом народного образования в Кингисеппскую среднюю школу № 1 учителем математики, в которой она проработала до выхода на пенсию. Условия жизни и работы в военные годы были очень тяжелые. Наш город был разрушен, не хватало питания, одежды. Не хватало парт, оборудования, пособий, учебников. Трудно было всем, особенно детям, так как война лишила их детства и радости. Не смотря на трудности, молодая учительница как и ее коллеги, отдавала все свои силы любимой работе, детям.  Вместе с учащимися  учителя много работали по восстановлению города Кингисеппа, трудились на колхозных  полях, благоустраивали, озеленяли город. Школа работала  в 3 смены в здании школьного интерната. Вместе с учащимися Морохина Н.В. готовила наглядные пособия по математике, помогала ребятам выпускать стенгазеты, проводить вечера отдыха. Нина Васильевна  вела математический кружок в школе, который посещали многие ученики. Здесь ребята готовились к олимпиадам, турнирам, конкурсам, тематическим вечерам. Школа для Нины Васильевны была вторым домом, которому она отдавала все свое время и свои силы. Со многими выпускниками она поддерживала  связи. Ученики уважали, любили ее. С 1973 по 1975 год  Нина Васильевна работала завучем  данной школы.                                                          

Свою педагогическую  деятельность Морохина Н.В. успешно совмещала с общественной работой. Она неоднократно избиралась депутатом Кингисеппского городского Совета народных депутатов, была председателем комиссии по народному образованию. В течении многих лет руководила районной секцией математики, была общественным инспектором при Ленинградском ОБЛОНО.                                                                                  

Морохина Нина Васильевна была награждена значком « Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд», орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда». Долгие годы  Морохина Н.В. являлась членом Совета школьного музея истории народного образования  Кингисеппской средней школы № 4.

Мосина Екатерина Николаевна 

Девятнадцатилетней девушкой пришла Мосина Екатерина Николаевна работать учительницей истории в одну из школ Кингисеппского района, неразрывно связав свою судьбу с народным образованием. Только война  заставила Екатерину Николаевну  на время отложить учебники, вступить в партизанский отряд. В 12- й Приморской бригаде она и  в разведку ходила, раненых лечила. Мосиной  Е.Н. пришлось испытать перегрузки многоверстных бросков, тяжелую усталость бессонных ночей, недоедание и голод. И страшно подумать, какая участь ожидала ее, комиссарскую жену, партизанскую разведчицу, попадись она тогда в руки озверелых фашистов.                                                                                                                 

В 1944 году, через месяц после освобождения города Кингисеппа от немецко- фашистских захватчиков Мосину  Екатерину Николаевну назначили директором  школы, которая размещалась тогда в холодном деревянном доме на  Лужской  улице. Зимний ветер гулял по пустым комнатам, бился между обнаженных стен с оборванной электропроводкой, убирался вон через разбитые стекла. Вместе с будущими учениками Екатерина Николаевна по домам собирала мебель для школы. Кингисеппцы  помогали кто чем мог, и они начали занятия. Правда, классов было всего четыре, контрольные писали на газетах, а уроки сопровождались артиллерийской канонадой. Фронт был рядом  — под Нарвой. В 9 утра вошла она, директор этой маленькой школы освобожденного города, в притихший класс ,  незаметно окинула взглядом редкие уцелевшие учебники да куски старых газет , на которых предстояло писать ее ученикам, и, едва удержав   нечаянный  вздох , спокойно сказала: война отодвинулась от городских стен , пора браться за учебу. Много, очень много было классов и было выпусков потом у Екатерины Николаевны, но тот, обожженный войной класс , тех ребят, вернувшихся за парты в сороковые – роковые  она помнила всегда. Эта страничка  осталась в классном журнале памяти замечательного педагога.                                    

Заслуженный учитель РСФСР Мосина Екатерина Николаевна внесла большой вклад в развитие образования Кингисеппского  района. С 1962 по 1975 год Екатерина Николаевна заведовала Кингисеппским районным отделом народного образования.  И в том, что многие школы нашего района считались одними из лучших  в Ленинградской области, — немалая заслуга Екатерины Николаевны. С 1975 по 1981 год  Мосина Е.Н. возглавляла педагогический коллектив Кингисеппской средней школы № 2. Скольким педагогам помогла Екатерина Николаевна прочно утвердиться в профессии, сколько школьников, последовав ее примеру, выбрали себе профессию учителя! 

Шмигельский Глеб  Константинович  

Шмигельский Глеб  Константинович   возвратился из эвакуации  в Кингисепп. С 1945 года он продолжает работу в  Кингисеппской средней школе ( в 1928 года Шмигельский Г.К. был принят в школу учителем начальной школы, а в 1933 году переведен на  должность учителя математики и физики ).  Своим личным примером, упорной, настойчивой работой, не жалея сил и энергии Глеб Константинович прививал своим воспитанникам лучшие качества советского человека. Шмигельский Г.К. был очень скромным человеком. Его любили и уважали  ученики, родители, учителя. Свою плодотворную педагогическую деятельность Глеб Константинович совмещал с общественной деятельностью. Шмигельский Г.К. был внештатным инспектором ГОРОНО, членом ревизионной комиссии МК. За долголетнюю и безупречную работу советское правительство высоко оценило его скромный и благородный труд, наградив его орденом Трудового Красного Знамени.

Соколаева Антонина Михайловна 

Соколаева Антонина Михайловна приехала в Кингисепп в 1935 году после окончания Ленинградского педагогического института.  Первый год  она была инспектором РОНО, а потом работала учителем химии   в Кингисеппской средней школе № 1, где и работала до выхода на пенсию ( за исключением  4-х лет эвакуации в Вологодской области ). Работу свою, школу, педагогический коллектив, учащихся она очень любила и считала себя счастливым человеком.

                    (учитель химии, на фото 4-ая слева)

Антонина Михайловна вспоминала о том, что  до войны в кабинете химии было много редких реактивов, что позволяло проводить много интересных  внеплановых практических работ. В послевоенное время реактивов было очень мало. Выручали ученики, поступившие  на обучение в различные ВУЗы, которые привозили реактивы из кабинетов химии своих институтов. Ученики Соколаевой А.М. вспоминали о том, что долгое время в городе не было Дома пионеров, поэтому все свое свободное время ребята проводили в школе. Ребята с увлечение занимались в кружках, принимали активное участие в постановке спектаклей, литературных балах. Рядом с ними всегда была Антонина Михайловна. Особенно нравились ребятам предметные вечера. Сколько впечатлений  и эмоций возникало у них после  вечера химии! Мероприятие сопровождалось показом многочисленных опытов. Активное участие принимала  Соколаева А.М. и в общественной деятельности ( руководитель районного МО учителей химии, работа в редколлегии школьной газеты ). Соколаева Антонина Михайловна  была награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью к 100 — летию со дня рождения В.И. Ленина».

Соколаева Антонина Михайловна приехала в Кингисепп в 1935 году после окончания Ленинградского педагогического института.  Первый год  она была инспектором РОНО, а потом работала учителем химии   в Кингисеппской средней школе № 1, где и работала до выхода на пенсию ( за исключением  4-х лет эвакуации в Вологодской области ). Работу свою, школу, педагогический коллектив, учащихся она очень любила и считала себя счастливым человеком. Антонина Михайловна вспоминала о том, что  до войны в кабинете химии было много редких реактивов, что позволяло проводить много интересных  внеплановых практических работ. В послевоенное время реактивов было очень мало. Выручали ученики, поступившие  на обучение в различные ВУЗы, которые привозили реактивы из кабинетов химии своих институтов. Ученики Соколаевой А.М. вспоминали о том, что долгое время в городе не было Дома пионеров, поэтому все свое свободное время ребята проводили в школе. Ребята с увлечение занимались в кружках, принимали активное участие в постановке спектаклей, литературных балах. Рядом с ними всегда была Антонина Михайловна. Особенно нравились ребятам предметные вечера. Сколько впечатлений  и эмоций возникало у них после  вечера химии! Мероприятие сопровождалось показом многочисленных опытов. Активное участие принимала  Соколаева А.М. и в общественной деятельности ( руководитель районного МО учителей химии, работа в редколлегии школьной газеты ). Соколаева Антонина Михайловна  была награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью к 100 — летию со дня рождения В.И. Ленина».

Сидорова Мария Алексеевна

Сидорова Мария Алексеевна – учитель истории, почетный гражданин города Кингисеппа. Ее педагогическая деятельность в « школе  у моста»  -практически 50 лет! Только эвакуация  в годы войны  прервала деятельность педагога в Кингисеппской средней школе № 1, но уже  вскоре после освобождения  нашего города от немецко — фашистских захватчиков Мария Алексеевна снова в родной школе. Сидорова М. А. всегда работала творчески. Любимая учительница воспитывала ребят всесторонне. За ее педагогическую деятельность выпущены сотни выпускников. Мария Алексеевна  научила своих воспитанников беззаветно любить  Родину, отечественную историю, стремиться  больше  знать, быть верными товарищами, прививала вкус  к общественной работе. Мария Алексеевна вела исторический кружок в школе. На занятиях ребята знакомились с дополнительной литературой по истории, изготовляли наглядные пособия, занимались изучением родного края ( краеведение), проводили исторические вечера. Много времени уделялось изучению родного города, истории своей школы. Благодаря Сидоровой Марии Алексеевне были собраны уникальные материалы для школьного музея ( записи об истории школы , фотографии, переписка с выпускниками школы разных лет, материалы из опыта работы педагога по истории, брошюра Сидоровой М. А. на китайском языке  о преподавании истории). В школьном музее бережно хранятся дневники исторического кружка разных лет. Мария Алексеевна обобщала свой многолетний опыт работы с учащимися по ведению тетради по истории ( школьный, районный, областной, всероссийский уровни).                  

За свою творческую педагогическую деятельность Сидорова М.А. была награждена:                       в 1946 году значком «Отличника народного просвещения»;                                                

в 1948 году присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР»;                                      

в 1949 году  Орденом Ленина;                                                                                      

в 1952 году  медалью Ушинского;                                                                                            

в 1970 году  медалью «За доблестный труд».

Учащиеся и родные Героя Советского Союза Алексея Иванова

у здания школы.

ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ в год 40 — летия ПОБЕДЫ!

(из фондов школьного музея)

Музей истории народного образования

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4»

победитель Смотра — конкурса музеев образовательных организаций Ленинградской области в номинации

«Я помню! Я горжусь!» 

(2014 — 2015 учебный год)

Многогранная история нашей страны отражается в истории образовательного учреждения.

МБОУ «КСОШ №4» есть кем и чем гордиться.

 Особое место в работе школьного музея отводиться теме, связанной с событием Великой Отечественной войны в нашем крае.Главная задача музея в год 70-летия Победы рассказать ребятам о гражданском подвиге учителей и учащихся школы у моста

(Кингисеппской средней школы №1).

«ЭТИ СТРАШНЫЕ ГОДЫ…»

воспоминания учителя русского языка и литературы

Стратонниковой Галины Игнатьевны

                                                                                                                                                                                                 Коллеги — учителя русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                                          Стратонникова Г.И. и Платонова Л.В.

                                                                                                                                                                                                                                   Апрель. 2015 год.

«МЫ ПОМНИМ ФАШИЗМ…»

из воспоминаний Галины Константиновны Мансковой

Авторы исследовательского проекта

«История системы образования Кингисеппского района в годы Великой Отечественной войны»:

Тушина Надежда Трифоновна

руководитель школьного музея, учитель географии и краеведения МБОУ «КСОШ №4».

Жемчужникова Наталья Владимировна — заведующая школьной библиотекой 

МБОУ «КСОШ №4».

Югова Людмила Борисовна

технический редактор интернет-страницы, учитель информатики и ИКТ МБОУ «КСОШ №4».

Связанные изображения: